02.03.2015

Тема развития и поддержки экспорта стала основной для выработки экспертных инициатив в ходе специализированных мозговых штурмов «Что и как продавать в Азию?» и «Национальная экспортная политика. Кому девальвация предоставляет новые шансы?», организованных ЭКСАР 27-28 февраля 2015 г. в рамках Красноярского экономического форума.

Сессия «Что и как продавать в Азию?»  (27 февраля  2015 г.) была посвящена обсуждению опыта и формированию инициатив по географической и товарной  диверсификации российской продукции, увеличению доли несырьевого экспорта в Азию, специфике выхода на азиатские рынки. 

Внешнеторговый оборот России со странами АТР (включая Индию) занимает второе место в структуре внешней торговли России после ЕС и в 2014 г., по данным российской таможенной статистики, составил 223,3 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2013 годом на 0,5%, в том числе, экспорт составил 114,4 млрд. долл. США (прирост на 6,8%), импорт – 108,9 млрд. долл. США (снижение на 5,3%).

Структура экспортных поставок России в  страны АТР: минеральные продукты – 69,2% (прежде всего, нефть и производные), металлы и изделия из них - 8,3%, продукция химической промышленности - 5,9%, машины, оборудование и транспортные средства – 5,8%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4,1%), драгоценные камни и металлы – 2,7%, продовольственные товары и сельхозсырье – 2,7%, другие товары – 1,3%.

Структура импорта: машины, оборудование и транспортные средства – 58,1%, продукция химической промышленности – 10,8%, текстиль, изделия из него, обувь – 8,5%, продовольственные товары и сельхозсырьё – 8,5%, металлы и изделия из них – 6,1%,другие товары (5,5%).

1.jpg

Итоги мозгового штурма

Алексей Тюпанов – модератор «Что и как продавать в Азию?»:

«В результате работы нашей экспертной  группе удалось выйти на ряд инициатив.

Прежде всего, сформулировать отраслевые приоритеты для российского экспорта в страны АТР. Мы назвали это - «отраслевые приоритеты опережающего развития».  При этом мы учитывали тот факт, что фокус при отборе отраслей должен отражать потребности, иногда и будущие, т.е., 21 века. Наш прогноз состоит в том, что спрос из Азии сейчас будет на энергетику, водные ресурсы, переработку отходов, лесопереработку, сельхозпродукцию, IT и услуги.

Второй вывод – определение географических приоритетов и «якорных» стран. Своеобразным открытием стало то, что Азия, в основном, торгует внутри себя, она мало экспортирует, мало импортирует. Около 80 % торгового оборота - это торговля между странами внутри региона. Поэтому мы пришли к заключению, что для того, чтобы эффективно продавать продукцию в Азии нужно обязательно создавать совместные предприятия,  и локализовывать свое производство в стране. Есть такая особенность восприятия  - если продукция произведена в азиаткой стране, ее легче продавать.

Также необходимо выбирать «якорные» страны, через которые надо заходить в Азию: страны с наименьшим количеством барьеров, где Россию ждут и понимают. Необходимо активизировать работу в таких странах, а потом из них – двигаться дальше в регион.

Следующая инициатива – пожелание от бизнеса: организация системы информирования бизнеса об особенностях ведения бизнеса и борьбе с барьерами в Азии.

Интересная статистика была приведена в ходе обсуждения – оказалось, что на первом месте по количеству барьеров для российского экспорта находится США (более 4 тыс. барьеров), а второе – у Китая (около 3 тыс. барьеров). Если мы хотим идти в Азию, необходимо решать эти проблемы.

Эксперты отметили необходимость активной работы по направлению сертификации российской продукции на локальных рынках. Это большая проблема, здесь мы отстаем, и без помощи государства – не обойтись.

Звучало также предложение по изменению подходов  к организации работы торгпредств в Азии, то есть, базирование укрупненных торгпредств в «якорных странах», организация отраслевой компетенции по востребованным видам продукции (отраслям) на местах, микроуровневая работа в стране».

В  обсуждении и разработке инициатив о том «Что и как продавать в Азию?» приняли участие: Станислав Воскресенский -  заместитель Министра экономического развития РФ,  Виктор Евтухов -статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли РФ,  Виктор Ермаков -Общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса;  Алексей Калинин -директор Института исследований развивающихся рынков, Московская школа управления «Сколково»; Олег Калинский -  глава Фонда развития трубной промышленности; Алексей Назаров - директор, Группа стратегического и операционного консультирования, КПМГ в России и СНГ; г-н Охаси Ивао, советник по Японии и странам АТР, Ассоциация индустриальных парков в России, экс-директор, Институт Номура в России; Иван Поляков -  генеральный директор, Межгосударственная корпорация развития;   Джаухари Оратмангун (Djauhari Oratmangun) - Чрезвычайный и Полномочный Посол Индонезии в России; Роман   Губенко - Директор Международного делового центра «Россия в ВТО», ЦМТ; Такафуми Накаи, глава представительства, Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО); Андрей Иванов -  директор управления торгового финансирования и корреспондентских отношений Sberbank CIB;  Дмитрий Носков-  генеральный директор ООО «Эксим» и другие.

тюпанов на пленарке.JPG

Сессия «Национальная экспортная политика. Кому девальвация предоставляет новые шансы? (28 февраля  2015 г.) была посвящена обсуждению развития несырьевого экспорта, инструментов финансовой и нефинансовой поддержки. 

Экспорт является одним из ключевых драйверов развития национальной экономики. Российский экспорт традиционно имеет в своей структуре высокую долю топливно-сырьевых товаров, что определяет задачу не только наращивания объемов, но и необходимость диверсификации экспортной деятельности. Экономическая ситуация, сложившаяся по итогам 2014 года, в том числе, снижение цен на нефть, ослабление рубля определяют дополнительные вызовы для решения этих задач.

Динамика несырьевого экспорта

 Объем   экспорта, млрд. долл. 2010 2011 2012 2013 2014
ВСЕГО экспорт392,7515,4524,8527,3496,9
Несырьевые товары190,4240,2249,1254,3256,0

2.jpg

3.jpg

Итоги мозгового штурма

Петр Фрадков – Первый заместитель Председателя Внешэкономбанка, модератор Круглого стола «Национальная экспортная политика. Кому девальвация предоставляет шанс?»:

«С учетом не вполне обычных экономических условий, сегодня есть реальная возможность создать систему поддержки экспорта, базирующуюся на партнерстве бизнеса и государства.

Результаты дискуссии мы разделили по двум направлениям – что мы хотим от государства и от бизнеса.

Что мы хотим от государства:

Созданы институты поддержки экспорта, разработаны инструменты поддержки, государством тратится много средств на финансовые инструменты поддержки,  промоутерскую деятельность.

Но есть сложность – они разрознены. Мы хотим активного участия государства в совершенствовании регуляторной базы, продуктивной работы всех инструментов и промоутерской деятельности для экспорта. Мы ждем целевых ориентиров по отраслевому спросу на мировых рынках  и географические приоритеты.

От бизнеса мы ожидаем, чтобы он не уповал исключительно на инструменты поддержки от государства исходящие, а предоставлял конкурентоспособный товар. По данным Минпромторга, есть периоды, когда в 90% случаев по российской продукции  поступают рекламации.

А шанс агрессивно выйти на новые рынки нам представился уникальный. Структура себестоимости с учетом девальвации обеспечивает нам преференциальное положение по сравнению с мировыми производителями»

В мозговом штурме приняли участие:

Константин Полунин (со-модератор) -  партнер, управляющий Директор, Московский офис Boston Consulting Group; Георгий Каламанов - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации; Евгений Корчевой - Директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш»; Дмитрий Голованов, Председатель Правления Росэксимбанка; Олег Калинский директор, Фонд развития трубной промышленности России; Сергей Катырин, президент, ТПП РФ ; Роман Лядов, директор, Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и другие эксперты.

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) создано в 2011 г. в форме открытого акционерного общества. Основная цель деятельности агентства – поддержка высокотехнологичного экспорта посредством страхования кредитных и политических рисков по экспортным кредитам и страхования российских инвестиций за рубежом от политических рисков. Единственным акционером ЭКСАР является Внешэкономбанк. Уставный капитал агентства составляет 31 млрд.  рублей. Дочерней организацией Агентства является Государственный специализированный российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк).

 

Внешние коммуникации ЭКСАР